Эссе
Это эссе не является чисто футурологическим, оно несёт в себе элементы авторского понимания правильности развития общества.
С точки зрения автора, человечество , достигшее к настоящему моменту переломной точки по нескольким осям развития,
имеет все шансы как совершить качественный скачок на новый уровень, так и увязнуть надолго в деградационных процессах.
С нашей точки зрения, если не будут воплощены в жизнь изменения общественных механизмов, которых мы коснёмся в этом эссе,
вероятность скатывания к деградационному пути для человечества сильно возрастает.
Итак, необходимость изменений кроется прежде всего в сфере идей.
1) Человечество пересекло рубеж, когда вид Homo sapiens, победив своих естественных врагов и конкурентов, может бесконтрольно размножаться.
Поскольку в этой сфере "орудия производства находятся в частных руках", то процесс увеличения числа особей нашего вида контролируется слабо,
эпизодически, и , что обусловлено социологически, размножение сильнее (а контроль слабее) именно там, где качество воспитания о образования
стремится к минимуму. По всему миру от ветхозаветных времён до наших дней витают лозунги типа "плодитесь и размножайтесь" и "дети - наше счастье".
Во всех этих слоганах и девизах нигде не упоминается о том, когда размножаться всё-таки не стоит, и что не всякие отпрыски будут усладой своим
родителям на старости лет.
Человечеству не хватает на этой переломной точке развития чётких критериев качества человеческого материала
. Таковые критерии на основании
современного развития компьютерной техники следует разработать. Каждый человек с детского возраста должен понимать, какие именно качества в самом себе
ему следует развивать, чтобы достичь к взрослому возрасту ценности для того общества, в котором он живёт. Это понимание - ключевое, без него нет смысла
развивать ни систему образования, ни пенять потом на рост преступности.
Общество ОБЯЗАНО предоставлять живущим в нём людям цели и смыслы существования.
И здесь одна из ключевых идей капитализма - "побеждает сильнейший" является КРАЙНЕ РЕАКЦИОННОЙ, ибо в ней лучший - тот, кто де-факто воцарился на вершине
пирамиды, тот , кто достиг максимума умения победить других членов общества. В таком умении ничего созидательного нет и быть не может. Человечеству следует
избавляться от атавизма под именем "капитализм", и вырабатывать для людей критерии развития и ценности индивида, которые максимизируют как пользу обществу
от своих членов, так и уверенность человека в том, что его усилия ценимы и востребованы обществом.
2) Во все времена человек стремился к свободе. Проходили проверку историей разнообразные лозунги и формулы распределения свободы в обществе.
Мы считаем, что количество прав и свобод члена общества не является величиной априорной и абсолютной.
По нашему мнению количество свободы индивида должно ограничиваться такими факторами как:
А) Развитие производительных сил общества
Б) Физические ограничения условий среды, в которых общество обитает
В) Весом индивида в обществе.
Эти критерии чётко прослеживались в древности и за тем, чтобы налагаемые ими ограничения
соблюдались следил "его превосходительство" естественный отбор. Так, древний человек, претендующий,
к примеру, на свободу передвижения ночью вне пределов родной пещеры быстро оказывался "наказанным"
ночными хищниками. В наше время такого прямого воздействия условий окружающей среды мы не ощущаем,
однако она никуда не делась. К примеру, свобода слушать громкую музыку в многоквартирном доме чревата
тем, что невыспавшийся злой сосед нагрубит "меломану" и испортит ему настроение. Однако развитие производительных
сил даёт любителю громкого вокала шанс отстоять свою свободу с помощью наушников или качественного звукоизолирующего
покрытия стен и окон. Вышеуказанное было бы неверным, если бы каждый мог позволить себе жить в отдельном далеко
отстоящем от других доме, он мог бы слушать музыку на любых громкостях не мешая никому.
Однако количество населения на квадратный километр является физическим фактором, с которым каждый должен считаться,
ограничивая собственную свободу. Что же касается веса индивида в обществе, то тут всё ясно - сегодня "человеку уважаемому"
сосед просто побоится нахамить в отместку за бессонную ночь. Только вот сегодня вес человека в обществе определяется рычагами
влияния, находящимися в распоряжении этого человека. Система поставлена с ног на голову. Вес человека в обществе должен
определяться услугами, оказанными индивидом обществу, а так же востребованностью обществом этих услуг в будущем.
А уже из этого должны определяться те рычаги, которыми обладает член общества в своём влиянии на общество в целом.
К примеру, музыкант виртуоз, отрабатывающий этюд в домашних условиях, с нашей точки зрения ДОЛЖЕН быть более защищён
от естественного недовольства соседей, нежели тинэйджер, танцевавший в компании сверстников.
3) В наше время считается, что все люди равны друг другу независимо от расы, веры, образования и т.д.
Во всяком случае так декларируется повсеместно.
Мы считаем, что вес человека в обществе, как уже было сказано выше, должен определяться услугами,
оказанными индивидом обществу, а так же востребованностью обществом этих услуг в будущем. Из чего следует:
А)
Ценность (а соответственно и права) индивида впрямую зависят от его образования.
Б) Новорожденный ребёнок имеет минимальную ценность, ибо никто не может оценить его
потенциал, а успехов о таком потенциале свидетельствующих он ещё не достиг.
Как следствие никаких прав у детей быть не должно, кроме права на образование и медобслуживание.
Более того, обществу следует применять в отношении детей некоторые некорректные в отношении взрослых
приёмы, дабы максимально мотивировать молодых особей Homo sapiens к учёбе и развитию.
В) Ответственность индивида перед обществом есть тоже функция от его, так сказать,
социальной записи - услугами, оказанными индивидом обществу, а так же востребованностью
обществом этих услуг в будущем. К примеру Федя, напарник Шурика из фильма «Операция Ы», учинив потасовку в троллейбусе,
закономерно попадает на 15 суток. А если бы на месте Феди был бы, к примеру, профессор «лопух» из того же фильма – ну всякие
бывают жизненные ситуации – должен , по нашему мнению быть вежливо успокоен и отпущен с миром. Хотя, признаем, надо обладать
недюжинным воображением, дабы вообразить подобного профессору человека дебоширом.
Г) Должен быть установлен минимум обязанностей члена общества перед социумом.
Он , по нашему мнению, тоже есть функция от развития производительных сил общества
а так же физических ограничений условий среды, в которых общество обитает. Так, например,
крестьянские дети должны были оказывать посильную помощь семье начиная с возраста 6-7 лет.
В наше же время у молодого человека почти всегда есть возможность не работать до окончания школы,
а зачастую и намного дольше. Мы считаем, что право на среднее образование, предоставляемое
большинством стран, должно трансформироваться в ОБЯЗАННОСТЬ молодого человека, его «билет» для вступления
в общество как его полноправного члена с базовой социальной записью.
Социальная запись – совокупность данных о деятельности индивина так или иначе влияющей на его интеракцию с обществом.
Она должна храниться в базе данных общественных институтов на каждого человека, с момента его рождения, постоянно пополняться
и определять в каждый момент жизни человека его права и, так сказать, «силу» в обществе.
Базовая социальная запись
– некий «стартовый капитал» индивида, эквивалент аттестата зрелости, кредита доверия и свидетельства
о благонадёжности вместе взятых, минимум прав молодого человека, окончившего среднее образование.
Д) Образование (исключая школьное), как основной общественный лифт, должно быть доступно индивиду без экзаменов, предварительной
аттестации и других препятствий. Единственное, что важно – желание учиться. Каждый курс или дисциплина должны преподаваться отдельно.
Платными, с нашей точки зрения, могут быть только очные формы обучения, тогда как любое самообразование по открытым источникам в сети
с последующими экзаменами – бесплатным. Экзамены обязаны быть устными, принимающий преподаватель – гарант того, что сдающий индивид
предмет понимает и достоен аттестации. Таким образом достигается вертикальная мобильность в обществе.
Е) Заслуги перед обществом (отражённые в социальной записи) могут достигаться любым способом, который общество желает поощрить.
За каждый отработанный на пользу обществу месяц в социальную запись человека вносится соответствующий социальный кредит, зависящий
от востребованности данного вида работы или деятельности обществом. Таким образом без принуждения достигается управляемость в экономической сфере.
4)
Власть в человеческом обществе с древнейших времён до наших дней была и остаётся прерогативой одного человека или группы людей, способных каким-то
образом удерживаться на верхушке пирамиды социума. Поскольку при любой форме власти всегда неизбежна пирамида, то у этой пирамиды всегда есть верхушка
(власть) и основание – те, кто имеет минимум прав в обществе. В этом случае всегда успешность общества определяется сбалансированностью пирамиды,
наличием в ней общественных лифтов, критериями обеспечивающими подъём по общественной лестнице, и, что самое главное с нашей точки зрения, качеством
элит и правителя (правительства). Поскольку в качестве правителя всегда выступал человек, то периоды влияния власти с определёнными качествами не превышали
40 лет в лучшем случае, в 90% случаев бывая много короче. Мало того, что это создавало нестабильность в обществе, но и предсказать качества следующего
правителя никакой возможности обычно не было. Эта лотерея сопутствует человеческой истории с древности и до наших дней. Предпринималось множество
экспериментов с коллегиальным правлением, ротацией власти и другими попытками минимизировать влияние личности правителя на успехи общества. Эти попытки
свели эффективность управления к нижней трети шкалы, но нивелировали то зло , которое способен причинить обществу плохой лидер. Однако, по нашему мнению,
эффективности управления обществом, предоставляемой ныне известными системами правления (исключая монархию) , недостаточно для обеспечения качественного рывка,
необходимого человечеству на настоящем этапе его развития.
Из всего вышесказанного логично предположить несколько базовых черт того устройства человеческого общества, которое ,
как нам кажется, следует как можно скорее построить:
· Во главе общества должна стоять компьютерная система с обратной связью.
· Должна быть создана всеобщая база данных, хранящая социальные записи на всех людей
· Экономика должна быть плановой и вместе с тем гибкой и быстрореагирующей -
развитие компьютеров теперь это позволяет. Выгодность плановой экономики и её удобство
будет убедительно доказано, и хотя частные предприятия не запрещаются, всё-таки уверенность
и удобство будут притягивать большинство населения в плановое хозяйство.
· Лучше всего система управления будет работать, если ею охвачено будет всё человечество .
В любом случае, система социальной записи, описанная выше, одинаково хорошо сработает и с немцем,
и с венгром, и с негром и с китайцем. Но язык такого общества, по нашему мнению, должен быть единым.
Желательно, чтобы был избран русский язык по праву первенства.
· Поскольку нет абсолютной свободы (как показано выше в пункте 2) – должен существовать и аппарат насилия.
Насилие это должно быть строго целесообразно.
Что же такое целесообразность в описываемом нами обществе?
Вот несколько определений, призванных максимально конкретизировать и уточнить всю идею в целом:
разум
- свойство активных саморегулирующихся систем, придающее им способность воспринимать и обрабатывать
абстрактную информацию об окружающей среде. Предполагает осознание самого себя как индивида, а также ответственность
за собственные действия.
человечество
- группа разумных (см.разум) индивидов, имеющая геном Homo Sapiens (не потерявшая способности к продуктивному
скрещиванию внутри этой группы), а также любые существа и/или механизмы , служащие носителями разума бывших
носителей генома Homo Sapiens.
общество
- группа людей (см. человечество ), решающая совместно проблемы выживания в локально ограниченном ареале.
член общества
- человек (см. человечество ), проживающий в ареале общества и в какой-либо мере зависящий от других членов общества и
результатов их деятельности.
Качественные характеристики (показатели) члена общества (часть вышеописанной социальной записи) - множественная параметрическая
таблица, учитывающая на протяжении всей деятельности члена общества большинство качественных показателей результатов
его деятельности; некоторые из них: характеристики здоровья, отчёты об успехах в учёбе, работе, членство и деятельность в общественных
организациях, социометрические данные, а также многое другое.
Задача общества - не допускать падения количественных и качественных характеристик той совокупности людей (см. человечество ),
которая его составляет.
Способы решения задачи общества:
1)
территориальный - общество должно действовать, способствуя расширению ареала обитания составляющих его людей в тех пределах,
которые обеспечат наилучшую динамику роста количественных и качественных показателей его членов.
2)
культурный - общество должно действовать, способствуя реализации творческого потенциала
своих членов, направлять творческую энергию людей в русло, ведущее к цели роста количественных и качественных показателей
его членов а также отсекать обратнонаправленные (деструктивные) культурные течения.
3)
научно-технологический - общество должно действовать, всемерно способствуя прогрессу наук во всём их спектре, делая упор на
поощрение тех областей науки, которые способны улучшить динамику роста количественных и качественных показателей
членов этого общества. Кроме того, общество должно способствовать всестороннему образованию своих членов, с тем чтобы
раскрыть их творческий потенциал на благо общества, а также для формирования у них наиболее полной и всеобъемлющей
картины мира.
4)
метафизический - общество должно разрешать различные философские и религиозные организации ТОЛЬКО в тех рамках,
в которых они способствуют росту качественных показателей его членов. Одной из важнейших задач общества является
стремление к решению вечных вопросов человечества, однако поиск такого решения имеет смысл ТОЛЬКО в виде задачи,
сопутствующей главной (см. Задача общества).
Все вышеуказанные способы следует применять одновременно и комбинированно.
Инструменты общества, известные на текущий момент:
1) Власть
Какой бы ни была форма власти общества, она ОБЯЗАНА действовать исходя из задачи общества. На текущий момент такой
формы власти, которая бы полностью соответствовала задаче, не существует. Её жизненно необходимо разработать.
2) Мораль, традиции, устои, обычаи
На текущий момент в разных обществах мораль, традиции, устои, обычаи либо размыты до основания либеральными и урбанистическими
течениями, либо являются пережитками племенных укладов и представляют собой помеху для решения задач общества.
Следует создать и культивировать такие мораль, традиции, устои, обычаи, которые, с одной стороны, создадут берега того
русла, по которому созидательные силы общества направятся на решение задач общества, а с другой стороны, поощрят членов
общества к решению задач общества с помощью лучшего, интуитивного аппарата слияния индивида и общества, который сопутствует
морали, традициям, устоям и обычаям.
3) Масс-медия
Средства массовой информации и вообще все каналы передачи информации следует настроить на решение задач общества как
с помощью национализации большинства этих каналов, так и с помощью минимизации анонимного доступа к ним и личной
ответственности членов общества за опубликованную информацию и последствия этой публикации.
4) Экономика
Следует всегда помнить, что развитие экономики не может служить целью развития общества, как ублажение пищеварительной системы человека
не может является целью его существования.
Тот уклад экономики и отдельных её частей, который будет наиболее полно соответствовать решению задачи общества, тот уклад и следует
использовать. На текущий момент такого уклада и/или его теории не существует. Его следует разработать. Как уже было сказано выше, по нашему
мнению, плановая система, которой компьютеры придадут быстроту и гибкость , может удовлетворять этим требованиям на данном этапе.
5) Законы
Законы, строго регламентирующие рамки дозволенного в обществе, следует свести к минимуму. В идеале законов быть не должно вовсе.
Все решения, ограничивающие свободу индивида/организации, следует принимать исходя из понимания задач общества с помощью логики.
Система наказаний тоже должна исходить из понимания общественной пользы при определении меры ответственности.
В заключение хочу ещё раз отметить, что всё вышесказанное является в меньшей степени футурологией (то есть попыткой заглянуть в будущее),
сколько мыслями , продиктованными реальными сегодняшними думами и переживаниями о том пути , на который медленно но верно встаёт человечество .
Множество фактов и признаков свидетельствуют о том, что все текущие успехи цивилизации могут на века кануть в новое средневековье.
И вовсе нет никакой уверенности, что после этого последует новый ренессанс. Последующие несколько десятилетий предоставляют нам уникальный
шанс доказать, что разумная жизнь не обречена задушить сама себя, совершить качественный рывок вперёд и утвердиться на троне царя природы.
Мы слышали множество мнений, что путь прогресса человечества должен перестать быть технологическим, а перейти в духовную сферу развития
человеческой души. Однако помятуя поговорки «когда говорят пушки, музы молчат» и «голодное брюхо к учению глухо», мы можем предположить,
что плацдарм для духовного развития должен быть всё же проложен наукой и технологией. А для этого требуется срочная модернизация и изобретательство
в сфере общественного устройства, с тем чтобы мобилизовать все созидательные силы человечества и совершить скачок в будущее.
Спасибо за внимание и адекватное восприятие