Народные ремесла
ТЕМА 22 7 класс
Народные ремесла Молдовы
Современная цивилизация приглаживает, причесывает и усредняет образ жизни и облик городов и горожан, следующих единой мировой моде. И в Европе, и в Австралии люди пользуются одинаковыми вещами, изготовленными по похожим технологиям - сошедшими с конвейера. Предметы быта, сделанные от начала до конца вручную одним мастером согласно традициям предков, перешли в разряд сувениров. Но потеряв свою утилитарную ценность, народное прикладное искусство, как правило, не умирает, ведь художественные ремесла – одно из самих ярких материальных отличий одного народа от другого. Так, искусство гончаров – древнейшее и присущее большинству этносов, схожее по технологии в общих чертах, существенно разнится от страны к стране. Гончарные изделия, изготовленные умельцами из Молдовы, даже не специалист легко отличит от итальянских, немецких либо греческих горшков и кувшинов. Молдавский ковер не спутаешь с турецким или, скажем, армянским, пусть те тоже сотканы из овечьей шерсти примерно одинаковым способом. Зато и на керамике, и коврах одного и того же народа присутствуют общие черты, например, орнамент, построенный на схожих принципах. Самый распространенный молдавский орнамент – геометрический и сильно стилизованный растительный – применяется и при резьбе по дереву, и при вышивке.
Многие виды прикладного народного искусства прежде не были ни хобби, ни профессией, а составляли естественную часть быта. Простой крестьянин еще в 19 веке был способен обобщать жизнь в целом, смотреть на мир широко открытыми глазами, в отличие от нас, удалившихся от интегрированного восприятия мира, видящих только его малую частичку, занимающихся каким-то узким делом. Крестьянину надо было не только сеять, растить, убирать урожай, ухаживать за скотиной, а и строить жилье и создавать предметы быта. Умения передавались по наследству, в семье, как нечто естественное и необходимое. Уделом женщин, наряду с другой работой, было ткачество. Но прежде надо было вырастить лен, коноплю, хлопок, затем обработать, спрясть нитки. Каждый день года в календаре был расписан. Ткацкий станок ставили после Рождества. И тогда появились холсты. Полотенца, скатерти, занавески, наволочки, покрывала, праздничная одежда украшались вышивкой и кружевом. Ведь стремление к красоте и творческому самовыражению всегда было присуще людям. Потому «кружево» появлялось и на деревянных ложках, кухонных полках, оконных и дверных рамах, а резьба по дереву, а также по камню имеет в Молдове глубокие корни и свое развитие. «Наши предки, - говорит Ион Болтяну, - мыслили и действовали по-другому, и потому оставили вещественные следы, памятники, называемые народным творчеством. Мы - люди просвещенные и развитые, а таких следов не оставляем».
Но традиции все же не умирают. До сих пор живо искусство плетения из различных материалов: прутьев, соломы, рогоза, оболочки кукурузного початка. Из прутиков ивы, орешника, вишни, лесной черешни плетут корзины и мебель; мастера в округе Сорок, Глодян изготавливают кресла, цилиндрические и прямоугольные столы, табуретки, этажерки. А прежде плели и люльки для детей, и заборы, хозяйственные постройки. Еще в 19 веке в Бессарабии встречались амбары различных форм, включая сферические, из переплетенной соломы. Художественная обработка кожи. Изготовление музыкальных инструментов. Настоящие произведения искусства создавались из металла – кузнецами, литейщиками, жестянщиками.
Некоторые виды прикладного искусства с развитием индустрии исчезали. Но находились энтузиасты, возрождавшие их, понимавшие, что в них – история, душа нации. Так, например, Петр Влах, уникальный гагаузский художник, возродил мастерство художественной выделки… тыквы. Сосуды из «бутылочной» тыквы – сусака, как её называют на юге Молдовы, вышли из обихода. И вино, и соль, и пряности, хранившиеся прежде в этих дышащих сосудах, давненько уже стали держать в фабричной посуде, да и само это, не идущее в пищу, растение исчезло с огородов. Петр Влах из чудом сохранившихся семян вновь стал выращивать сусак, занялся селекцией и превращением тыквы не просто в удобную, практичную посуду, а в уникальные, удивительные предметы прикладного искусства. Начиная творческий процесс с грядки, когда плод еще зреет – вовремя и в нужном месте перевязав его, либо подвесив – т. е. направив в русло своего художественного замысла растущую тыковку, он добивается любой, самой причудливой формы плода. Затем, высушив и обработав по собственной технологии будущий сосуд, выжигает на его золотистой поверхности орнамент.
Народные промыслы Украины
Народные художественные промыслы в Украине являются неотъемлемой составляющей украинской культуры, они вобрали у себя черты, присущие отдельным этнографическим регионам страны. Из поколения в поколение передавались тайны технического и технологического мастерства, совершенствовались приемы обработки природных материалов. На протяжении веков мастера создавали вещи, необходимые людям в быту. Лучшие из них мы называем теперь произведениями народного искусства.
В ряде населенных пунктов существовали школы традиционного народного искусства.
Под воздействием климатических, естественных условий, особенностей быта украинцев, свойств местного сырья и исторических факторов в каждом этнографическом регионе Украины производили локальные предметы художественной образности, орнаментики, формотворення.
И тем не менее, в народных промыслах Украины много общего с другими славянскими народами. Как и в Беларуси, России, так и в Украине было развито:
Гончарство – один из найдревнейших видов народного ремесла. Технология гончарного производства сложная и длительная. Для украинских гончарных изделий характерна глубокая традиционность, пластичная выразительность, народна декоративность и простота, которая придает самобытному искусству национальный колорит. В настоящее время керамические промыслы существуют во многих городах и селах Украины (Виннице, Коломые, Косове, Мукачеве, Одессе и других городах и селах Украины).
В ХVIII ст. в Украине распространился один из видов керамики – майолика. Майоликовые изделия из цветной глины, расписанные в народном стиле, и ныне украшают жилища современных украинцев.
Среди керамических изделий миски, полумиски, глечики (крынки), горшочки макитры, барыла и др.
Кузнечное дело. О развитии этого ремесла свидетельствуют археологические находки на территории Украины. Корни кузнечного ремесла уходят до пятитысячных глубин прошлого. Руду в давние времена добывали из болотных руд, которых было много в долинах рек, особенно в Поднепровье. Приёмы обработки металла – ковка, сварка, термическая обработка. На Киевской Руси существовало более 16 кузнечных ремесел, ассортимент изделий из железа и стали тоже был чрезвычайно широк. Это оружие, орудия производства, ремесленнические инструменты, конская сбруя, предметы домашнего обихода, украшения и элементы одежды.
Ткачество – самое древнее ремесло, которым занимались украинские женщины. Ткани изготовляли сначала для собственного потребления, но уже с ІХ-Х ст. это домашнее ремесло переросло в промысел, который удовлетворял потребности городского населения. С возникновением промышленного изготовления ткани домашние ткацкие ремесла постепенно пришли в упадок.
Ткачество как ремесло было распространено на всех землях Украины со времен Киевской Руси. С появлением мануфактур и фабрик опять сосредоточилось в селах как кустарный промысел.
Обработка кожи - это одно из найдревнейших занятий украинцев. Достаточно высокого развития техника и технология обработки шкур животных достигла еще в древнерусский период.
Гутництво – изготовление изделий из стекла – было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла. Название промысла происходит от слова “гута”, что означает стекловарную печь. Гутництво было широко распространено на территории Полесья. Гутники изготовляли столовую, кухонную, аптечную посуду.
Ковроделие – такое древнее направление ручного ткачества, что археологи находят остатки ковровых изделий в скифских поселениях. Известные центры украинского ковроделия: Подилля, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Нине традиционным ковроделием в Украинеі занимаються фабрики и художественные мастерские.
Деревообработка, резьба по дереву. С древних времен из дерева изготавливали посуду, орудия труда, лодки, предметы быта и т.д. Техника обработки дерева очень разнообразная. Самая тонкая работа – резьба. Художественная обработка дерева известна со времен Киевской Руси.
К работе с деревом можно отнести и лозоплетение, которое особенно распространено на Полесье и Западной Украине.
Оброботка металлов. Бронзоплавильное производство в Украине известно с с IV-II тысячелетия до н.э.).
Писанкарство. Уникальним украинским искусством, связанным одновременно и с верованиями, мифологией, и с обрядами, является писанкарство, т.е. расписывание яиц с помощью различных техник. Еще не так давно писанки изготовлялись специально на продажу, так как умением писать писанки владела далеко не каждая хоэяйка. Постепенно настоящие домашние писанки вытеснили сувениры - деревянные, керамические. Но в некоторых регионах Западной Украины еще до сих пор можно заказать писанки у мастерицы - писанкарки. Символика писанки чрезвычайно глубока и в тоже время проста. Яйцо – символ солнца, весеннего возрождения природы.
Обработка камня.
Роспись. Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.
Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХVIII-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.